Социальный проект

«Совершенствование дистанционного и инклюзивного образования в школе»

Описание проекта:
Первое сентября, начало учебного года… Мы знаем, что не все ученики школ первого сентября с букетом цветов идут в школу. Есть и такие дети, для которых так и не прозвенит звонок на урок. Они тоже будут считаться школьниками, но в школу не пойдут. Они будут учиться, не выходя из дома. Они находятся на надомном обучении, они дети-инвалиды…

Процесс позитивной интеграции учащихся с ограниченными возможностями здоровья в социум является для них сложным этапом социализации. Несмотря на интеграционные процессы в образовательной сфере, проблема обучения таких детей остается сложной.

Исходя из актуальности выбранной темы, нами определена проблема: выявление и создание условий для обеспечения эффективности работы с детьми инвалидами по программе дистанционного обучения. Школа должна соответствовать потребностям детей в познании, общении, разнообразной продуктивной деятельности, учитывать типологические и индивидуальные особенности и уровень социализации.

Мы уверены в том, что правильно организованный учебный процесс может позволить ребёнку инвалиду построить свой мир, в котором он будет ответственен за своё благополучие и счастье.
Принимая участие в реализации проекта «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов», мы должны знать, что этот проект позволяет предоставить качественное образование детям-инвалидам, нуждающимся в обучении на дому.

Выбор темы проекта не случаен, мы считаем, что дистанционное обучение обладает рядом качеств, которые делают его весьма эффективным при работе с детьми-инвалидами. Главным образом, эффективность достигается за счет индивидуализации обучения: каждый ребенок занимается по удобному для него расписанию и в удобном для него темпе; каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения той или иной дисциплины.

Задача учителя — помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.

Актуальность проекта многократно подтверждена изменившимся социальным запросом на образование детей с ограниченными возможностями здоровья и Государственной политикой в области обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), а именно: демократические преобразования в нашем обществе, произошедшие в последние годы, диктуют необходимость создания модели образования, которая обеспечит возможность получения качественного образования всем детям.

Такой моделью может стать модель инклюзивного образования, совместного обучения, позволяющего существенно сократить процессы маргинализации детей с инвалидностью.

Также, актуальность проекта определяется проблемами, которые возникают в процессе интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательное пространство общеобразовательной школы, а именно:

  • дети с проблемами здоровья часто оказываются изолированными от своих здоровых сверстников, государство создало для них пусть и хорошие, но особые условия существования в специальных школах, интернатах, в которых ребёнок имеет возможность общения только с детьми с ОВЗ, следовательно, в дальнейшем у него формируется некий барьер в общении со здоровыми людьми.
  • в то же время каждый ребёнок вне зависимости от состояния своего здоровья имеет право жить в семье и получать качественное образование в среде своих сверстников независимо от состояния здоровья.
  • и именно в общеобразовательной школе ребёнок с нарушениями здоровья сможет получить не только полноценную учебную информацию, но и ощутить всю полноту и сложность жизни в обществе, то есть социализироваться.
  • обучаться в ОУ, находящемся вдали от района проживания, по очной форме нелегко даже для здорового ребёнка. Добираться до места учёбы в час-пик несколькими видами транспорта нелегко и взрослому, что же говорить о ребёнке, жизненные силы которого и без того невелики.

Инклюзивное образование — процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех.

Суть его заключается в том, что дети с ограниченными возможностями здоровья получают возможность обучаться в обычных общеобразовательных (массовых) школах вместе со здоровыми сверстниками, быть принятыми в их коллектив, развиваться в соответствии со своими возможностями и обретать перспективу участия в жизни общества.

Включение лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс массовых учебных заведений — новый подход для российского образования.

Родители детей с особыми потребностями в развитии все чаще отказываются обучать своих детей в специальных учреждениях и стремятся воспитывать их в общеобразовательных учреждениях, обучать в среде сверстников, которая в дальнейшем даст возможность детям быстрее адаптироваться в окружающей среде и приносить пользу обществу. Все дети участвуют во всех мероприятиях, где класс и детская среда (спортивные мероприятия, представления, конкурсы, экскурсии и т.д.) являются инклюзивными.

Распространение в нашей стране процесса инклюзии детей с ограниченными возможностями психического и физического здоровья в образовательных организациях является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование, которое закреплено законодательно.

Дистанционная форма обучения как нельзя лучше подходит для того, чтобы ребенок-инвалид получил качественное образование. К таким детям нужен как индивидуальный подход, так и личностно-ориентированный подход, а именно создание ситуаций, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, создавать обстановку для естественного самовыражения ученика.

В общении с такими детьми мы придерживаемся правила, которое основано на убежденности в том, что ребёнок-инвалид — не больной, а полноценный гражданин.

Меня не называйте инвалидом.
Я — гражданин и этим я горжусь.
Я выучусь, я стану Человеком.
И Родине своей я пригожусь!

При организации инклюзивной практики необходимо обеспечить комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ на протяжении всего периода его обучения в образовательной организации.
С детьми, по заявлению и желанию родителей, работает школьный психолог по разным аспектам обучения, но чаще по вопросам адаптации к реальностям нашей жизни, выработке позитивной психологической комфортности в любых условиях.

Создана школьная медико-психолого-педагогическая комиссия, которая работает в тесном сотрудничестве с городским центром психолого-педагогической реабилитации, в соответствии с Соглашением между учреждениями.

В школе оборудован кабинет лечебной гимнастики, где занятия проводит дипломированный специалист. На данные занятия ходят не только дети-инвалиды, но и обучающиеся, которые имеют заболевания опорно-двигательного аппарата, проблемы с органами дыхания. По мониторингу в конце ученого года (ежегодно) отмечается стабильность в состоянии здоровья детей, посещающих лечебную физкультуру.

По состоянию на начало 2016-2017 учебного года в школе обучается 19 детей-инвалидов из 1078 всех учеников (1,8%). Из них пять человек обучаются на дому, в том числе три человека с использованием дистанционных технологий.

В результате реализации проекта, мы хотели бы совершенствовать инклюзивное образование и дополнительно оборудовать кабинет психологической разгрузки для формирования здоровьесберегающей среды для учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Стадия проекта:
Проект в стадии реализации.

Цель проекта:

  • совершенствовать инклюзивное образование и, в частности, дистанционное обучение для доступности получения образования всем детям школьного возраста путём создания условий предоставления детям с ограниченными возможностями здоровья гарантированного гражданам РФ права на получение общедоступного и бесплатного общего образования, возможности получения качественного образования по индивидуальной программе обучения посредством дистанционных компьютерных технологий.
  • отрабатывать принципы инклюзивного образования в отношении ко всем детям (не только к детям с ограниченными возможностями здоровья).
  • совместная реализация общеобразовательной программы и методик, предусматривающих инклюзивное образование, позволит создать в школе образовательное пространство, отвечающее принципам инклюзивного образования.

Задачи проекта:

Повысить качество и доступность образования детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных компьютерных технологий через повышение профессиональной компетентности педагогов.

Создать комплекс условий для дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и
реализовать индивидуальные образовательные программы путем применения дистанционных технологий.
Формировать ключевые компетентности детей с ограниченными возможностями здоровья на основе системно -деятельностного подхода для их успешной социальной адаптации.

Формировать положительную мотивацию к обучению у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Создать условия для сохранения здоровья и обеспечения безопасности жизнедеятельности учащихся.

Инклюзивное образование — процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Совершенствование дистанционного и инклюзивного образования обеспечит доступность получения образования всем детям школьного возраста. А наша задача – помочь таким детям, научить учиться, приобретать навыки и умения, быть полноценным гражданином нашего государства.

Достигнутые результаты:
Создание нормативно-правового обеспечения дистанционного и инклюзивного образования в школе. Реализация индивидуальных образовательных программ в соответствии с адаптированной образовательной программой, разрабатываемой образовательной организацией, исходя из требований федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.

Обеспечение доступности качественного образования для всех категорий учащихся.

Повышение положительной мотивации к обучению у обучающегося с ограниченными возможностями здоровья и удовлетворенности родителей системой дистанционного обучения. В результате чего учащаяся Макарова Жанна окончила 9 класс и получила аттестат об основном общем образовании с отличием (2016г.)

Использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий для повышения эффективности образовательного процесса в дистанционном режиме. Создание равноценных условий для организации образовательного процесса обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (наличие в образовательной организации материально-технической базы и оснащенности образовательного процесса: специальное оборудование, программно-методическое обеспечение, дидактические материалы)

Повышение уровня ИКТ- компетентности детей с ОВЗ и их родителей.
Активизирование деятельности родителей детей с ОВЗ в плане их участия в образовательном процессе, конкурсах и внеклассных мероприятиях с использованием дистанционных компьютерных технологий. Учащийся 7 класса Чушаев Дмитрий (с ДЦП) стал победителем и занял второе место в конкурсе «Пишем кулинарную книгу», является неоднократным участником и призёром школьных и районных предметных олимпиад.

Макарова Жанна, учащаяся 10 класса – неоднократная стипендиантка премии Губернатора Московской области. Талант девочки в области художественного рисунка известен за пределами страны (прошли две персональные выставки ее картин в Италии и Испании), несколько выставок в Москве и городском выставочном зале. Приглашена Олимпийским комитетом 11 паралимпийских игр в качестве факелоносца в г. Ярославле.

Социальная значимость проекта:
Очевидна значимость проекта дистанционного обучения. Система дистанционного обучения и инклюзивного образования способна дать образование лицам, не имеющим возможности регулярно посещать учебные заведения. Дистанционное обучение открывает новые возможности, значительно расширяя и информационное пространство, и информационную сферу обучения.

Проект способствует развитию и внедрению инклюзивного образования, привлечению внимания к проблемам дистанционного образования детей-инвалидов и включения детей с особыми образовательными потребностями в образовательную среду.

Реализация данного проекта:
— обеспечит включение в систему образования детей с ограниченными возможностями здоровья технологий дистанционного обучения;
— позволит усовершенствовать и повысить качество образования;
— предоставит детям с ОВЗ возможность виртуального общения, знакомства и обмена мнениями в компьютерной сети;
— будет содействовать их интеграции в социум посредством Интернет технологий.
Для ребёнка с ограниченными возможностями здоровья это открывает пути в новый мир, дает возможность реализовать себя и свои потребности, преодолеть свое одиночество.

Мероприятия, проведенные в рамках проекта:
— проведён мониторинг условий обучения в учреждении
— разработан «Паспорт доступности»
— разработана «Дорожная карта»
— педагог-психолог, курирующий данное направление, два раза в год проводит инструктажи со всеми сотрудниками школы по вопросам организации работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья
— ряд педагогов и специалистов прошли обучение на курсах повышения квалификации
— в школе разработана нормативно-правовая база
— создан методический «Кабинет здоровья», где собирается различная литература, нормативные документы, материалы «Из опыта работы»
-сотрудничество со специалистами городского центра психолого-педагогической реабилитации в соответствии с Соглашением между учреждениями (обследование детей, встречи с родителями разных категорий детей по вопросам адаптации к школе, по психологическим и другим аспектам воспитания и обучения)
— корректировка Программы обучения (в случае необходимости)
— проведение открытых уроков и обучающих семинаров
— проведение круглых столов по вопросам дистанционного обучения, с целью обмена опытом с учителями школы, города
— собрания для родителей детей-инвалидов, для разъяснения цели и процесса организации дистанционного обучения, знакомства с педагогами

Охват проекта:

  • Обучающиеся 1-11 классов дети, с ограниченными возможностями здоровья;
  • Родители (законные представители), детей с ограниченными возможностями здоровья
  • Сетевые преподаватели–предметники
  • Преподаватель-тьютер
  • Педагог-психолог
  • Социальный педагог
  • Администрация МБОУ СОШ №10
Приветствие школы



Приветствую Вас на сайте муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №10 имени А. К. Астрахова». Наш сайт создан с целью повышения уровня информационной открытости образовательной организации.
Надеемся, что наша информация будет полезна и интересна всем участникам образовательного процесса – учителям, ученикам, родителям (лицам их заменяющих).
На сайте вы найдете подробную информацию о структуре и деятельности школы, узнаете о реализуемых программах и проектах, а также сможете следить за школьной жизнью ваших детей, за их достижениями.
Мы делимся в вами итогами наших мероприятий в новостной строке. Наша школа – большой общий дом, где есть работа и отдых, праздники и будни.
По всем интересующим и волнующим вопросам вы можете обратиться к нам.
Надеемся на взаимное сотрудничество и взаимопонимание.

С уважением,
директор школы Сиденко Наталья Владимировна

Телефоны:
Секретарь(495) 581-55-59
Директор(495) 581-74-18
Бассеин(495) 581-55-27
Учебная часть(495) 581-93-00
Библиотека, столовая(495) 582-06-30